Провансальские поэты-певцы XI-XIII веков.
Воспевали рыцарскую куртуазную любовь и радости жизни.
Слово "трубадур" происходит от провансальского "trobar" - находить, слагать стихи.

Трубадуры - трубадур слагает песни и сочиняет для них музыку, а жоглар исполняет их. Многие современники хорошо разбирались в музыке, поэтому, часто великие трубадуры, не имея большого литературного дарования, считались хорошими композиторами (как, например, сказано о трубадуре Jaufre Rudel - "e fez de leis mains vers ab bons sons, ab paubre motz" - "и он написал о ней много песен с хорошей мелодией и плохими словами").
     При слове "трубадур" мы сразу представляем себе прекрасного молодого человека, задумчиво перебирающего струны лиры и поющего романсы благородной даме, лунной ночью, под ее балконом. В действительности, все было гораздо прозаичней, а этот образ появился в европейской поэзии 19-го века, в которой преобладало подражание античности и "романтичному" средневековью.
     Trobar значит chantar (показать певческие способности - различать высокие и низкие звуки, хорошо выражать мелодию) и violar (показать инстументальную виртуозность - играя на виоле, лире, и т.д.). Все-таки chantar считалось высшим искусством, значащим "и сочинить и исполнить".
     Поэму можно написать хорошими motz e sons (словами и звуками), но она не будет ничего стоить, если ее плохо спеть. И, напротив, певец может заставить забыть плохие слова, если его пение хорошо. ("Quant auziran un malvais trobador, per ensenhamen li auziran son chantar" - "когда они (высшее общество) услышат плохого трубадура, они воспитанно похвалят его пение," сказал трубадур Raimon Vidal de Besalu (1200-1252).
     Многие трубадуры, с социальной точки зрения, были великими феодалами: среди 350 трубадуров насчитывается, по крайней мере, 5 королей, 10 графов и бесчисленные виконты, маркизы и другие, менее богатые, феодалы, обладающие, тем не менее, замками и вооруженными отрядами.
     Немалочисленными в рядах трубадуров были также церковники; начиная с папы и с пары епископов и кончая монахами и канониками, церковный класс был широко представлен в поэзии трубадуров.
     Наконец, существовало много трубадуров из низших классов: торговцы мехами, портные, булочники, и т.д, которые хотели обогатиться и прославиться при дворах богатых феодалов-меценатов.
     Тем не менее, первыми трубадурами были все-таки великие феодалы, и лишь позже социальный горизонт стал расширяться, сохраняя все классовые барьеры и предрассудки.

Жонглары

     В Средние Века, за неимением письменной литературы, большая часть населения была необразованной, начиная от королей и кончая слугами, поэтому существовало много жогларов, которых разделялись на два класса.
     Были жоглары, соответствующие русским скоморохам: они развлекали хозяев (играли с обезьянами, изображали птиц или животных, прикидывались сумасшедшими, и т. д.), и заработанные деньги тут же проматывали в тавернах. Этот класс преследовался Церковью, так как их жизнь протекала в легкомыслии и дебоширстве, что было равнозначно служению Сатане.
     Но был и другой класс жогларов, более достойный уважения: это были люди, умеющие играть на музыкальных инструментах и петь жития святых и эпические поэмы. Эти жоглары были защищены Церковью, та как их деятельность просвещала и одухотворяла. Самые одаренные среди них имели в своем репертуаре поэзию трубадуров, которую они исполняли только высшему классу, способному оценить качество поэзии. Естественно, нас интересует только этот последний класс жогларов - они были прямо связаны с поэзией трубадуров.

      Уже в 13-ом веке, в расцвет поэзии трубадуров, многие из них жаловались, что все, кто умеет хоть как-то играть на музыкальном инструменте и петь, называют себя трубадурами. В ответ на эту жалобу, испанский король Альфонсо X отвечает:
"... в Испании эта традиция (различие между трубадуром и жогларом) уже установилась, и мы не хотим, чтобы она менялась, т.к. деятельность жогларов хорошо разделена по названиям: жогларами называются все, кто умеет играть на инструментах; кто подражает, те зовутся remedadores, а трубадуров зовут segreles при всех дворах; те, кто говорят неразумно, показывая свои знания неумело и без грации людям на улицах и площадях, кто общаются с людьми живущими в бесчестье, этих людей зовут оскорбительно cazurros ("грязные")...те, кто играют с обезьянами, козами и собаками или изображают из себя птиц или животных и поют среди простонародья за малые деньги, все эти люди должны называться bufones, как в Ломбардии. А любезные и знающие люди, умеющие общаться с сильными мира сего, играть на инструментах и петь истории, стихи и песни других, приятные для слуха, те достойны звания жоглара: они приносят двору много развлечений и отдых. Те, кто умеют сочинять слова и музыку, и составлять хорошие danzas, coblas, baladas, albas и sirventeses, тех зовут трубадурами и им достается больше чести, чем жогларам, и это правильно, так как благодаря знаниям трубадуров, другие могут становиться жогларами... Поэтому мы думаем, что лучшие среди трубадуров - умеющие научить как надо правильно рассказать об amor cortes и о событиях, написанных в versos, cansos, и других формах - достойны звания doctores en trobar...".
     Короче, тот, кто сочиняет - трубадур, а кто исполняет поэзию других - жоглар.